«Честный знак» — потребителям

Государство постоянно стремится к повышению контроля за бизнесом и за всеми движениями товарных и денежных потоков в нашей стране. Для этого создаются системы электронного документооборота, налоговые автоматы, онлайн-кассы и электронные платежные системы. Одним из важнейших событий в этой сфере стало введение сплошной маркировки товаров.

Этой теме был посвящен семинар, организатором которого стал отдел развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры администрации Рубцовска. На мероприятие были приглашены местные предприниматели и представители Роспотребнадзора. В ходе семинара участникам представилась возможность задать интересующие вопросы, а представитель надзорного ведомства рассказала о новой системе маркировке товаров.

Глобальный элемент контроля за всем движением товарных и денежных потоков в России получил название «Честный знак». Система «Честный знак» — это сплошная прослеживаемость оборота товаров на всем пути от производителя или импортера продукции до конечного потребителя.

Основная задача системы — защита жизни и здоровья россиян, повышение уровня их безопасности через гарантию подлинности продукции. В функции «Честного знака» входит генерация уникальных кодов для каждого экземпляра маркируемой продукции, сбор информации о прохождении товара по всей цепочке поставки, обработка этой информации и контроль за ее целостностью и уникальностью.

На каждый экземпляр маркируемой продукции будет наноситься уникальный контрольный код. Фактически это паспорт товара, который невозможно потерять или подделать, позволяющий проследить весь путь товара на каждом этапе — от изготовителя до потребителя

Для чего нужна маркировка? Тут у государства две цели. Первая — борьба с подделками. По марке можно будет узнать всю историю товара — с момента «рождения» и до того, как он попал к вам в руки. Поэтому считается, что больше всех выиграет от обязательной маркировки конечный потребитель — он будет защищен от некачественной нелегальной продукции, а цены могут даже снизиться в связи с расширением рынка сбыта для легальных поставщиков и производителей. Вторая цель государства — прозрачность всех производственных и торговых операций для налогообложения. Государство сможет проследить все: кто, кому, когда, что и за сколько продал. Ничего схимичить уже не получится, «нарисованные» накладные и счета-фактуры будут бесполезны. Только реальные документы на реальные товары!

В рамках реализации этой системы Правительством РФ принято распоряжение, в котором перечислены первые товарные категории, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации. Среди них табачные изделия, выпуск которых без маркировки запрещен с 1 июля 2019 года, и обувь — ее оборот без маркировки запрещается с 1 марта 2020 года, лекарства – их должны в обязательном порядке начать маркировать с 1 июля 2020 года.

В список товаров, подлежащих обязательной маркировке, также вошли: духи и туалетная вода, автомобильные покрышки, одежда, постельное белье и фотоаппараты. На эти товары сроки ввода маркировки разнятся и растянуты во времени на ближайшие два года. Не обошлось и без экспериментальных категорий товаров. Так, например, с 1 июля 2019 года по 29 февраля 2020 года проводится экспериментальная маркировка молочной продукции.

В 2020 году каждый гражданин сможет проверить подлинность товаров с помощью смартфона в специальном приложении «Честный знак» и узнать о них всю правду: информацию о производителе, составе и сроке годности, а если будет найдена подделка — сообщить о нарушении.

Сейчас, в нашей стране идет переходный период по внедрению обязательной маркировки товаров. Он нужен для того, чтобы участники рынка успели пройти ряд обязательных процедур — зарегистрироваться, получить устройства сканирования кодов и подключиться к системе.

В нововведении есть много положительных эффектов. Так, за год пилотного эксперимента по маркировке лекарств в России было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей. Маркировка также позволила обнаружить факт вторичной продажи дорогостоящих препаратов, которые государство закупало для больниц по федеральной программе «7 нозологий». Обязательная маркировка шуб, запущенная в 2016 году, также доказала свою эффективность: за год доля легального оборота меховых изделий выросла в 10 раз. Если в 2015 году было продано 300 тысяч шуб, то в 2017 — уже 2 млн. меховых изделий. Опыт других стран тоже демонстрирует положительные эффекты от внедрения маркировки.

Максим ДОБРОВОЛЬСКИЙ, фото автора