Женщина – труженица, женщина – мать

1307

Сегодня у рубцовчанки Марии Суховой юбилейный день рождения. Своё 90-летие ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда отмечает в окружении родных и близких людей.

Внуки и правнуки гордятся её трудовой биографией – 46 лет обычного стажа и четыре года работы в военное время — поскольку знают, какие испытания выпали на долю этой простой русской женщины. Она из того поколения людей, которые трудились не покладая рук с самого раннего возраста. Война лишила их детства, они на своих плечах вынесли все тяготы и невзгоды войны. Мария Никитична прошла огромный жизненный путь, который был наполнен не только трудностями, тяжкой работой от зари до зари, но также своими удачами и радостями. Впрочем, обо всём по порядку.

Крестьянского роду-племени

22 августа 1929 года в семье Нечаевых, проживавших в селе Козловка Курьинского района, родился четвёртый ребёнок — девочка, которой дали имя Мария. Родители  вначале вели единоличное крестьянское хозяйство, а когда стали организовывать коллективные хозяйства, волей или неволей вынуждены были стать колхозниками. Семья переехала в колхоз «Красный флот» Змеиногорского района. Позже в семье родились ещё двое детей, всего было четверо братьев и две сестрёнки. Отец Никита Иванович работал кузнецом, справлялся и с нехитрым домашним хозяйством и даже сам шил сапоги. Но всё равно большая семья жила бедновато. Подросли старшие братья Николай и Григорий, пошли работать, ещё немного, и стало бы полегче, но тут началась Великая Отечественная.

Детство, растоптанное войной

Двоих братьев и отца призвали на фронт. Мария как раз училась в третьем классе деревенской школы, а самому младшему братику в то время исполнилось лишь полтора года. Летом Мария с 13-летним братом Петром нанялись пасти коров с частных подворий, чтобы хоть немного прокормиться. Учиться ей больше так и не пришлось: одеть-обуть было совсем нечего, да и мама как раз тяжело заболела. Отец ушёл на фронт в феврале 1942 года,  а в июне на него пришла похоронка, одно за другим поступили извещения о том, что братья пропали без вести.

— Помню, как мы все кричали, рыдали…, — эти воспоминания нелегко даются моей собеседнице. — А мама плакала, не переставая, у неё вскоре диагностировали порок сердца, дали инвалидность первой группы. Мы прямо пропадали с голоду. И тогда дедушка забрал нас к себе в село  Просвет, километрах в 10 от нашего, купил нам домишко, подкармливал, как мог.

12-летняя девочка пошла в колхоз. Первая работа, которую ей доверили – полоть осот и другие сорняки по взошедшей пшенице. Колючая трава до крови ранила руки, но жаловаться было некому. Колхоз их был очень бедным, лошадей практически не держали, все сельхозработы выполняли вручную или с применением простейшей тягловой силы – быков. Через некоторое время она вместе со сверстниками стала работать на быках.  Ребятишкам давали по паре быков, которых нужно было обучить ходить бороздой, что само по себе непросто. Весной в плуг запрягали по шесть быков, двое ребят выступали в качестве погонщиков и один был плугарём. Иногда даже приходилось боронить землю на дойных коровах, чтобы справиться с заданием, которое давали в райцентре каждому хозяйству. После вспашки поля им вручали ведерки или сита, и они вручную, как до революции, сеяли пшеницу. Работали в режиме военного времени – никаких выходных или праздников. Если взрослые женщины могли хотя бы поздним вечером вернуться домой, чтобы сделать какие-то домашние дела и выспаться, то подростков с полей не отпускали – за несколько километров от деревни  стоял дом, куда они приходили переночевать с закатом солнца, чтобы с рассветом, не теряя времени, вновь браться за дело. Кормили при этом плохо – горячей баландой, которую готовили тут же в большом котле. После посевной начинался покос, детей учили держать в руках косу-литовку, и через некоторое время они работали не хуже взрослых. Хватало дел также во время уборочной страды. Дни мелькали один за другим. Так шли год за годом. Однажды Мария вместе с односельчанкой работала на поле – водила пару быков, чтобы свалить высокий, порой в рост человека, бурьян, который затем поджигали, очищая место под посадки.

— Вот пластаемся мы в этих полынях и видим: скачет верховой. Доехал до нас, кричит, что война закончилась, велел в деревню бежать, там общее собрание созывают. В деревне, у кого какие красные лоскуты имелись, вывесили над домами, как флаги.  Люди собрались: кто смеётся, кто голосит, вспоминая потери. Закололи несколько колхозных овец, сварили лапши с мясом, угощали весь народ. Ели без хлеба,  так как хлеба-то вовсе не было. Вот такой был праздник, — продолжает рассказ ветеран.

 Семья – опора на все времена

Радость была большая, что победили фашистов, а работы в селе меньше не стало – надо было восстанавливать разрушенное хозяйство, и еще не один год трудились в деревне не за деньги, а за «палочки» — трудодни, на которые по итогам года давали немного пшеницы.

Тут молодую колхозницу приметил фронтовик Тимофей Кривенко из соседней деревни, на пять лет старше Марии. Он воевал, побывал в плену, был ранен – обе ноги прострелены.  Мария согласилась выйти замуж – женихов-то не густо в деревне, а ей, как и каждой девушке, хотелось семейного счастья.  В 1949 году родилась у молодых дочь  Тамара, через два года сын Леонид, а еще через семь – младшенькая дочь, Татьяна. По словам ветерана, декретный отпуск тогда не давали, через недели две после родов уже требовали, чтобы молодая мама выходила на работу, оставляя малышей с кем придётся. А в три месяца детишек уже принимали в ясли. Мария Никитична работала разнорабочей в колхозе, потом в так называемом молоканом отделении, где принималось молоко с частных подворий, учетчиком. Ещё несколько лет она трудилась почтальоном. Когда их деревенька стала разваливаться – в стране проводилась политика укрупнения деревень  — переехали в соседнее село, а когда и там народ стал разъезжаться, выбрали для жительства Рубцовск. Купили небольшой домик на улице Мостовой. И самим работа нашлась, и детям лучше — есть где учиться, ведь в маленьких деревеньках действовали только начальные школы, а после четвертого класса школьникам приходилось жить в интернатах или на квартире в чужих семьях. Как при этом не болеть материнскому сердцу, как не переживать за них?

В Рубцовске Мария Никитична устроилась санитаркой в больницу, затем перешла в аптеку.  Все дети создали свои семьи, сын стал механизатором, дочки пошли в сферу торговли, появились внуки, казалось бы, живи да радуйся, но тут муж, с которым вместе прожили 36 лет, заболел раком и в возрасте 59 лет умер. Беда не приходит одна, говорят в народе: ей пришлось пережить ещё более страшную потерю – уход из жизни любимого сына.

Желаем здоровья и долголетия

Мария Никитична, пока позволяло зрение, много вязала, шила на машинке. Сейчас  частенько смотрит по телевизору новости и развлекательные программы. Вот уже четверть века она выписывает нашу газету, с удовольствием знакомится с информациями о городе, который за долгие годы стал родным, а самую большую радость ей доставляет, конечно же, общение.

Сейчас Мария Никитична живёт одна, но она не одинока, обе дочери в Рубцовске, часто навещают её, приносят продукты, помогают по дому. С годами семья растет и крепнет — родилось пять внуков, двое из которых в Германии, пять правнуков и уже есть одна праправнучка – Анюте три года.

На строгом черном жилете юбиляра сверкают не только юбилейные медали, вручавшиеся в честь годовщин со Дня Победы, но и три медали за освоение целинных и залежных земель на Алтае. Наградами она заслуженно гордится.

На прощание я традиционно попросила  ветерана поделиться секретом долголетия.

— Не знаю никаких секретов,- улыбнулась она в ответ. —  Я года не считаю, просто живу, жить хорошо на свете, особенно когда всё в семье спокойно, тогда и на душе легко. Горя я немало видела, но не отчаивалась. Тяготы вырабатывают терпение, стойкость, работа помогает не думать о проблемах, а детки – главная отрада в жизни.  У меня есть дети, поэтому я счастлива, росли послушными и трудолюбивыми, такие хорошие, что все окружающие завидовали.

Мне осталось только пожелать собеседнице крепкого здоровья, благополучия, оставаться в окружении родных и близких людей, чтобы сердце всегда было согрето их заботой и любовью.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА, фото автора