«…И душа моя надеждою полна…»

783

В канун Международного женского дня у многочисленных родственников, друзей и бывших коллег рубцовчанки Нины Черниковой особенное настроение: именно 8 марта эта всеми уважаемая женщина, мама, бабушка, прабабушка и подруга отмечает свой 90-летний юбилей.

За праздничным столом собираются близкие Нины Ивановны, а мы пообщались с ней накануне, послушали историю жизни ветерана, поговорили о былом, а также попросили поделиться секретом долголетия с нашими читателями.

— Родилась я в селе Половинкино Рубцовского района. У родителей Ивана Дмитриевича Кривошеина и Марии Васильевны Фадеевой я была не единственным ребёнком, но братья умерли в младенческом возрасте, поэтому расти мне довелось одной, — начала рассказ моя собеседница. — Времена были тяжёлые. Каков сельский труд, дети узнавали с самого раннего возраста. Отца моего забрали в армию, мать до поздней ночи трудилась в колхозе, а я оставалась на попечении бабушки. Когда отец вернулся, мы переехали на разъезд. Сейчас, наверное, не все знают, что это очень маленькие населенные пункты, в которых жили семьи железнодорожников. Они располагались вдоль железной дороги и порой насчитывали всего по два-три дома.

Юная Нина пешком ходила в свеклосовхоз, где имелась школа-семилетка. Время, свободное от учебы, было занято работой на полях: школьники собирали колоски, пололи свёклу, прореживали всходы.

— Началась Великая Отечественная, мне исполнилось 12 лет… Подростки и в довоенное время много помогали взрослым, а когда практически все мужчины ушли на фронт, пришлось работать ещё больше. Особенно тяжело было поздней осенью и зимой. Сахарной свёклы тогда выращивали очень много. Её собирали в большие кучи. И вот, бывало, в декабре мороз трескучий, ветер, а мы, подростки, сидим на мешках посреди поля и ножами обрезаем ботву… Ноги стынут, руки – как ледышки, но делать нечего, — продолжает рассказ Нина Ивановна. — Отгремела война, отец пришёл с фронта раненый. Жизнь понемногу налаживалась, хотя «поправляться» пришлось долго – как говорится, ни одеть, ни обуть… Однако народ, не в пример нынешнему, умел радоваться малому, умел веселиться. Помню, без песни ни будни, ни праздники не обходились. Так и пережили все трудности.

В 16 лет Нина Ивановна вместе с подружкой отправилась в Рубцовск, услышав где-то о наборе на курсы телеграфистов. Учёба длилась девять месяцев. По профессии она работала пять лет, после чего перешла в сферу торговли. Однажды девушка пошла в гости к родственникам, а у тех жил квартирант Алексей Черников родом с Волчихинского района. Молодые люди сразу понравились друг другу и вскоре поженились, а через два года у них родился первенец – сын Виктор.

Во время разговора мой взгляд невольно падает на стену, где висят свадебные фотографии. Нина Ивановна улыбается:

— Это моя внучка Наташа замуж выходила… Хорошая свадьба, невеста такая нарядная. В наше время всё гораздо скромнее было. Про рестораны слыхом не слыхивали, праздновали в основном дома, но всё — от души. Стол накрывали, как могли, пели, плясали под гармошку.  Я на свою свадьбу надела розовое платье, на голове – фата из марли с искусственными цветами. Все говорили, что красиво. Да и красит-то больше не наряд, а молодость, да любовь в глазах, — улыбается Нина Ивановна. — А дарили что, вы не поверите – кто два метра ситца, кто пару чашек, а кто мыла хозяйственного печатку, и это считалось хорошим подарком.

Сначала молодая семья жила на квартире, потом купили маленькую избушку на улице Серова, и, кажется, счастливее их не было.  После рождения сына супруга призвали на службу в армию. Нина Ивановна уехала к свекру со свекровью в деревню. Муж попал в авиацию, где служил долгих три с половиной года. После его возвращения Черниковы на некоторое время остались в селе и даже построили там деревянный дом. В 1957 году у них родился сын Александр. Муж работал скотником в колхозе, жена -рабочей в лесхозе, занималась посадкой саженцев, прополкой, уборкой стружки после вырубки. Через несколько лет они решили вернуться в Рубцовск. Глава семьи устроился на завод сталеваром, она – продавцом-кассиром в магазин.  Затем супруги по обоюдному решению переехали в Алма-Ату, но вскоре вернулись, поскольку детям не подошёл климат. Жили дружно, трудились на совесть, воспитывали сыновей, о пополнении в семье не думали, но судьба преподнесла им подарок – в 39 лет Нина Ивановна в третий раз стала мамой. Сыновьям тогда было 10 и 15 лет. Дочкой, которой дали имя Марина, просто нарадоваться не могли. Мальчишки с удовольствием присматривали за сестрёнкой, ведь декретный отпуск в те годы составлял всего 54 дня.  Мама прибегала с работы, чтобы покормить малышку. Муж, работавший посменно, часто оставался с девочкой один.  Мог и пеленки поменять, и укачать, когда надо. Детки росли умными, послушными, относились к родителям и бабушкам-дедушкам с уважением. На работе супругов Черниковых ценили, родственники и друзья радовались, что эта семья такая хорошая и дружная. Парни после окончания школы решили трудиться в стальцехе вместе с отцом, а дочка выбрала музыкальное училище, потом работала преподавателем в школе, через несколько лет заочно получила высшее образование, перешла в МЧС психологом.

Нина Ивановна и Алексей Егорович прожили вместе 57 лет, как в присказке — «складно, да ладно». Однако без потерь в жизни не обошлось. В возрасте 48 лет скончался второй сын, а через год не стало мужа. Когда моя собеседница перешла к печальным страницам своей жизни, её голос задрожал — спустя много лет боль в сердце не проходит. Она перебирает старые фотографии и на минуту замолкает. А потом говорит, что поддержка детей и внуков помогла пережить потери. Нина Ивановна сейчас живёт с дочерью в своей кооперативной квартире. Кстати, доченьку прямо из роддома принесли в это, только что полученное жилье. Дома тепло и уютно, тепло и на сердце у ветерана – её любят близкие, заботятся. А она, несмотря на преклонный возраст, старается помогать по дому – и посуду помоет, и обед приготовит, если нужно. У главы семейства четверо внуков и пятеро правнуков, старшей правнучке 22 года, так что уже появление праправнуков не за горами.

Достигнув пенсионного возраста, Нина Ивановна работала ещё девять лет, её общий трудовой стаж – 46 лет. Ей присвоен статус «дети войны», также она является ветераном труда и тружеником тыла. Почетных грамот и благодарственных писем – не счесть, а на парадном пиджаке – медаль «За долголетний добросовестный труд», юбилейные медали ко Дню Победы. Но на день рождения она наденет не строгий костюм, а нарядное платье, и, как в молодые годы, затянет любимую  песню  «…Яблоневый вечер звездами расцвечен, из краев далеких к нам пришла весна…».  Выйдя на заслуженный отдых, пенсионерка скучать не стала, в течение 17 лет пела в хоре ДК «Алтайсельмаш» «Красная гвоздика» под руководством Ивана Прошунина. Она частенько приглашала своих коллег в гости, и тогда все соседи не могли наслушаться душевными песнями в исполнении голосистых ветеранов. Хор также не раз выступал на концертах, которые устраивались прямо во дворе их многоэтажки. Нина Ивановна бережно хранит три толстые общие тетради с текстами песен – старинных народных и эстрадных, лирических и весёлых, задорных. В разговор включается внучка нашей собеседницы Юлия Щербинина.

— Сколько себя помню, у нас в семье пели все –прабабушка, дед с бабушкой, наши родители. Многие песни сейчас уже и не услышишь, их мало кто знает, — делится Юлия. – Кроме того, наша семья славилась выпечкой. Очень вкусные пирожки, блины. А какие огромные, на весь лист, яблочные пироги пекла наша бабушка на все праздники!

— У меня свои рецепты, — довольно улыбается Нина Ивановна. – А что касается песен, то у нас есть, так сказать, семейная, с такими словами: «Приходят трамваи — уходят трамваи, а я всё стою и стою… Стою на углу и тебя ожидаю, кудрявую радость мою…».  Это пел мой муж, который всегда встречал меня на углу дома, откуда бы я ни возвращалась. Иногда только переделывал на свой лад, заменяя слово «трамвай» на «троллейбус». Не хвастаюсь, но уж очень он меня любил.

Мы с Ниной Ивановной поговорили на многие темы и в завершение беседы разговор перешёл к секретам – секретам семейного воспитания, долголетия и просто хорошего настроения, которым неизменно отличается наша собеседница.

Когда детей растили, а потом внуков, внушали им, чтобы ко всем окружающим хорошо относились, чтобы добрыми были, не злопамятными. Я сама всю жизнь старалась ни с кем не ругаться, если вдруг соседки повздорят, мирила их. За то, что преклонных лет достигла в здравии, спасибо хорошей наследственности – мама прожила 83 года, папенька – 94. Думаю, причина долголетия и душевного равновесия ещё и в том, что никому никогда зла не желала, гостей с радостью встречала, их всегда был полон дом. До сих пор радуюсь каждому человеку, которого встречаю на пути, и люди ко мне соответственно относятся. Люблю людей, люблю жизнь. Жить буду, сколько отмерено на мой век, жить да радоваться, верить в лучшее, — говорит ветеран, а потом снова с чувством запевает:

— Снова за окошком слышится гармошка, и душа моя надеждою полна…

Нина Ивановна широко улыбается, машет рукой на прощание. Я улыбаюсь в ответ. Мне тоже радостно: в канун женского дня познакомилась с настоящей женщиной – нежной, но сильной, умелой, весёлой, уверенной в себе,  замечательной матерью, бабушкой, и просто – с хорошим человеком!

Татьяна МЕЛЬНИКОВА, фото автора