В начале 90-х годов, в трудное перестроечное время, когда многие промышленные предприятия переживали кризис, а некоторые и вовсе прекращали свою деятельность, в Рубцовске началось становление нового машиностроительного завода. Сначала это было небольшое индивидуальное предприятие, которое развивалось и росло. В 1997 году Иван Томашевич зарегистрировал ООО «Алтайтрансмаш-сервис», которое уже 20 лет стабильно работает, выпуская гусеничную технику повышенной проходимости.

От мечты к цели

Начинать бизнес в непростое время, в условиях экономического кризиса, в серьезной сфере, требующей знаний и опыта, решился бы не каждый. Но Иван Томашевич – целеустремленный человек, высококвалифицированный специалист отважился на этот шаг. Когда на его родном предприятии перестали выплачивать заработную плату, заказов не было, он ушел, как говорится, на вольные хлеба. Конечно, за плечами был более чем десятилетний опыт работы в машиностроении и достойное образование. Иван Томашевич окончил Челябинский политехнический институт по специальности инженер-конструктор.

Иван Томашевич

— Я всегда был неравнодушен к технике. Мои дед и отец были шоферами, брали меня не только в поездки, но и помогать в ремонте грузовиков, — вспоминает Иван Иванович. – А еще в школе нас возили на экскурсии на танковый полигон, расположенный недалеко, в Чебаркуле. Мне, как любому мальчишке, нравилось наблюдать за этими огромными машинами.

Наверное, именно тогда детская мечта превратилась в цель жизни – создавать вездеходы, которые будут приносить пользу людям.

Окончив вуз, Иван Томашевич по распределению приехал в Рубцовск и устроился на РМЗ инженером-испытателем.

— Это нелегкий, но очень интересный труд. Бывало по 250 дней в году я проводил в командировках в районах Крайнего Севера, на различных полигонах, испытывая новые образцы техники. Благодаря этому я на опыте ощущал все достоинства и недостатки машин. Огромное количество информации о дефектах и поломках в будущем послужило базой для модернизации собственных спецмашин, — рассказывает руководитель предприятия.

Затем Иван Иванович был направлен в Семипалатинск – организовывать машиностроительное предприятие с нуля. Впоследствии эти знания пригодились ему при создании собственного дела.

Узкая специализация — широкая география

Вплоть до 2005 года основной деятельностью ООО «Алтайтрансмаш-сервис» был капитально-восстановительный ремонт тягачей ГТ-Т. В кризисные годы отечественные машиностроители новой техники не выпускали, но и малоизвестному молодому предприятию покупатели не спешили доверять. Чтобы завоевать доверие, работники «Алтайтрансмаш-сервис» делали акцент на качество и индивидуальные запросы потребителей. И 12 лет назад на предприятии был выпущен первый транспортер-тягач «МАРАЛ» собственной разработки. Он получил три варианта исполнения: пассажирский, грузовой и передвижная мастерская. Машина представляет собой быстроходный плавающий гусеничный тягач высокой проходимости, способный перевозить до пяти тонн по бездорожью, работающий при температурах от – 45 до + 45 градусов Цельсия.

Это событие стало отправной точкой создания целой серии узкоспециализированной техники.

Вскоре на заводе был собран гусеничный транспортер для строительства «зимников» — временных дорог по снегу в условиях Крайнего Севера – «Тегерек». Этот специализированный тягач способен преодолевать водные преграды вброд и вплавь.  В кабине этой машины одновременно могут разместиться 11 человек, у нее внушительная грузоподъемность – пять тонн. А на плаву может перевозить до двух с половиной тонн. «Тегерек» нашел свое применение в нефтегазодобывающих компаниях.

— Наши гусеничные тягачи разработаны для перевозки людей, грузов, выполнения работ в условиях заснеженной целины и лесисто-болотистой местности. Она нужна там, куда не добраться на других более комфортабельных машинах, — говорит главный конструктор ООО «Алтайтрансмаш-сервис» Сергей Кривомазов.

— В 2008 году по заказу АО «Связьтранснефть» были произведены первые топливозаправщики «Скиф», которые также можно использовать для тушения пожаров в труднодоступных местностях, — рассказывает директор ООО «Алтайтрансмаш-сервис». – А еще через пару лет спроектирована и изготовлена пожарная гусеничная машина ГПЦ-4 по заказу заповедника «Кологривский лес им. М. Г. Синицына» , которая просто незаменима в тундре, куда трудно добраться, чтобы потушить пожар в лесных массивах или торфяных болотах.

Пожарная гусеничная машина ГПЦ-4 может преодолевать вброд водные преграды глубиной до полутора метров, загруженная наполовину – переплывать реку. Во время тушения пожара может использовать воду как из собственной цистерны, так и из ближайшего водоема. Такие характеристики делают ее уникальной и практически не имеющей конкуренции.

Одни из последних разработок предприятия – снегоболотоходы с вышкой для обслуживания линий электропередачи с высотой подъема 34 метра и с буровой установкой. Это технологическое оборудование было установлено в соответствии с пожеланиями заказчиков.

Рубцовская техника работает в условиях заснеженной целины, лесисто-болотистой местности, лесотундры. География поставок постоянно расширяется. Наши снегоболотоходы можно встретить в Красноярском, Хабаровском краях, Тюменской, Кемеровской, Читинской и Магаданской областях, с недавних пор – на Сахалине и Новой Земле.

— В последние годы мы вышли на армейский рынок, выпустив внедорожник для пограничных войск, — с гордостью говорит руководитель завода. – Опытный образец отправился на Сахалин, а затем еще несколько машин были собраны по спецзаказу. Также техника нашего производства используется при освоении Каспийского шельфа.

Клиентами ООО «Алтайтрансмаш-сервис» являются крупные нефте- и газодобывающие компании, предприятия энергетики и связи, геологоразведовательные и геофизические предприятия.

— Наша цель – выпуск надежных гусеничных вездеходов, максимально соответствующих запросам заказчиков, — подчеркивает Иван Томашевич.

Вся продукция, выпущенная в ООО  «Алтайтрансмаш-сервис»,  сертифицирована и лицензирована. А также о ее уникальности и надежности говорят победы в краевом конкурсе «Лучший алтайский товар года» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».

Богатство завода

За последнее пятилетие предприятие серьезно шагнуло вперед, проведя реконструкцию цехов: механического и сборочного. В производство было внедрено современное высокотехнологичное оборудование, такое как плазменная резка с числовым программным управлением, новейшие сварочные аппараты, компрессоры и др. Это помогло увеличить производительность и во многом сократить ручной труд. На заводе были применены энергосберегающие технологии, позволившие значительно сократить затраты производства.

У завода собственная электрическая подстанция, котельная и артезианская скважина, что обеспечивает полную автономию и экономически рационально.

Сейчас на предприятии трудятся порядка 50 человек, которые занимаются производством машин и обслуживанием их в местах эксплуатации.

— К сожалению, в нашем городе не хватает квалифицированных специалистов в области машиностроения, — говорит Иван Томашевич. – Однако мы работаем над этим вопросом. Благодаря программе, реализуемой центром занятости населения, некоторые работники повысили квалификацию, прошли обучение. Мы стараемся сохранять хороших специалистов и использовать институт наставничества.

Иван Иванович уверен, что главное богатство «Алтайтрансмаш-сервиса» — это люди. Благодаря целеустремленным, надежным специалистам, всей душой любящим машиностроение, оказавшимся рядом в период становления завода, удалось добиться успеха. И сейчас в этом сплоченном коллективе трудятся ответственные, квалифицированные работники. Благодаря им у предприятия есть достижения, награды, уважение и доверие заказчиков. За последние пять лет шесть сотрудников этого предприятия были награждены медалями «За заслуги в труде», а также многие – почетными грамотами Губернатора Алтайского края.

Успешно пройденный путь длиною в 20 лет доказывает, что ООО «Алтайтрансмаш-сервис» — современное высокотехнологичное предприятие, не имеющее конкурентов в своей нише – конструировании, производстве и продаже гусеничных тягачей повышенной проходимости различной специализации. Завод достиг возраста зрелости, и у него есть потенциал развития. ООО «Алтайтрансмаш-сервис» — реальный пример, убедительно доказывающий, что при грамотном управлении у рубцовского машиностроения есть будущее!

СПРАВКА. ООО «Алтайтрансмаш-сервис» занимается конструированием, производством и продажей гусеничных вездеходов и установкой на них технологического оборудования в соответствии с пожеланиями заказчика.

Секрет успеха Иван Томашевич формулирует просто: «Сейчас молодежь ищет работу, где платят больше, скача с места на место. Нужно найти свое призвание, идти к цели, трудясь годы над одним проектом, и не предавать мечту. Только так возможно добиться высоких результатов».

За время своего существования ООО «Алтайтрансмаш-сервис» пережило уже три экономических кризиса. Нельзя сказать, что они не коснулись предприятия. Но завод с напором вездехода движется вперед, преодолевая трудности.

 

Надежда Казанцева, фото автора