10 марта – Прощеное воскресенье, проводы Зимы и конец Масленичной недели. История и традиции

531

Сегодня – последний день Масленичной неделя, и “Местное время” завершает цикл публикаций о названиях и значении каждого ее дня:

  • понедельник – Встреча;
  • вторник – Заигрыш;
  • среда – Лакомка;
  • четверг – Разгул;
  • пятница – Тещины вечерки;
  • суббота – Золовкины посиделки;
  • воскресенье – Прощеный день, проводы Зимы, проводы Масленицы.
Изображение из свободных источников

Прощеное воскресенье

В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. «Прости меня», — просит один. «Бог простит, и я прощаю», — отвечает другой. Поэтому последний день Масленицы носит еще название «прощеного воскресенья».

В этот день все верующие просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, чтобы очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Иисуса Христа.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища (но без мяса).

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Он появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории – изгнание Адама из Рая.

Проводы Зимы

В этот день провожали Зиму. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали, а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу будущему урожаю.

С утра ребятишки собирали дрова для костра. В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Зимы (Мораны) ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.

У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен, и стар, и млад,  угощался  блинами, горячим сбитнем и булочками жаворонками. С Зимой прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь выкрикивала: – «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!”

Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать. В первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ: “Теща, люли, поджаривай блины!”. Когда же Зима сгорала – молодежь прыгала через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершался праздник Масленицы.

Иногда чучело  топили в проруби  или  просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика – пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна – как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Зимы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье – лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Верили, что все беды унесутся прочь миллионами искр этого костра. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.

После сожжения Зимы, огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали. А наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая. Все оставшееся хлебное угощение отдавали скотине, а то и вовсе выбрасывали. Даже самый бедный человек не ел бы ничего из масленичных остатков.

Покорение масленичного столба

Масленичный столб по праву является одной из любимейших забав, которая не только была популярной в старину, но и сейчас вызывает восторг у множества людей. Он представляет собой обыкновенный деревянный столб, увенчанный колесом, на котором размещены разнообразные призы и подарки. Смысл этого мероприятия заключается в том, чтобы человек без посторонней помощи или каких-либо технических устройств попытался забраться на него. Некоторым это удается, и они получают заветные призы, другие же срываются вниз и остаются ни с чем. Забраться на холодный ледяной столб достаточно сложно, но во все времена находились смельчаки, которые с большим энтузиазмом пытались совершить подъем, а некоторым это даже удается.

Во времена язычества масленичный столб не только пользовался особой популярностью за свою сложность и азарт, но и имел некоторую духовную подоплеку. Дело в том что, его покорение означало прохождение нескольких степеней просвещения, начиная с нижнего этапа, который располагается непосредственно на земле, и заканчивая миром духов, который символизировала вершина столба. Именно там человек получал от божества своеобразный материальный дар, который олицетворяли разнообразные призы.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here