15 февраля — Сретение Господне (Громница). История праздника, традиции и приметы

10875
Изображение из свободных источников

Православная церковь 15 февраля ежегодно отмечает Сретение Господне — один из 12 главных церковных праздников, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Богородицы

Слово «сретение» в переводе с древнеславянского означает «встреча» — праздник установлен в память о встрече, которая произошла на 40-й день после Рождества Христова – она описана в Евангелии от Луки.

Что за праздник Сретение

В праздник Сретение Господне Церковь вспоминает важное событие из земной жизни Иисуса Христа. Женщине, родившей мальчика, по ветхозаветному закону запрещалось в течение 40 дней входить в храм Божий.

По истечении этого времени, мать с младенцем приходила в храм, чтобы принести очистительную и благодарственную жертву Господу. Дева Мария в очищении не нуждалась, но подчинилась закону по глубокому смирению.

Навстречу Деве Марии, переступившей с младенцем на руках порог храма, вышел древний старик — по имени Симеон, что означает «слышание» на древнееврейском.

Евангелии от Луки повествует, что Симеон был праведный и благочестивый старец, чающий утешения Израилева, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Спасителя.

По преданию, Симеон был одним из 72 книжников, которые перевели Библию с еврейского на греческий, по велению египетского царя Птолемея II. В Иерусалимский храм Святой Дух привел старца, когда ему исполнилось примерно 300 лет (по другим источникам 360 лет).

Изображение из свободных источников

Симеон, по внушению свыше, пришел в храм в то время, когда Мария и Иосиф туда принесли маленького Иисуса для исполнения обряда.

Старец понял, что пророчество, о котором писали в течение сотен лет пророки, исполнилось и младенец на руках Марии — долгожданный Мессия. Теперь он мог спокойно умереть.

Симеон взял младенца на руки и, благословив, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь с миром раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, ибо очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Симеона Церковь назвала Богоприимцем и прославила как Святого.

Пророчица Анна — престарелая вдова, жившая при Иерусалимском храме, подтвердила это. Слова, в момент встречи сказанные Симеоном, стали частью православного богослужения.

История праздника

Сретение Господне до VI века отмечали не так торжественно, несмотря на то, что праздник относится к древнейшим торжествам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников.

К концу IV века относятся самые ранние свидетельства о праздновании Сретения Господня на христианском Востоке, а на Западе – с V века. В Иерусалиме Сретение в то время не было еще самостоятельным праздником — оно называлось «сороковым днем от Богоявления».

В Антиохии при императоре Юстиниане (527 — 565), в 528-м произошло землетрясение, от которого погибло много народа. За этим бедствием последовало другое. А в 544-м появилась моровая язва, от которой ежедневно погибало по несколько тысяч человек.

Одному из благочестивых христиан, в дни всенародного бедствия, было открыто, что праздновать Сретение Господне нужно торжественнее.

Бедствия прекратились после всенощного бдения и крестного хода, совершенного в день Сретения Господня. Церковь, в благодарность Господу, установила в 544-м праздновать Сретение Господне торжественно и внесла его в число главных праздников.

Праздник Сретения Господня имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На следующий день, 16 февраля, Церковь отмечает память праведного Симеона, названого Богоприимцем, и пророчицы Анны — Святых, чей личный духовный подвиг оказался связан непосредственно с событиями Сретения.

Суть праздника, который равноценен как для Господа, так и для Богородицы, в долгожданной и спасительной встрече – на Сретение встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым.

Традиции

В праздник Сретения в храмах, по традиции, проходит праздничное богослужение, а иногда и крестный ход.

По традиции, в праздник освящают церковные свечи, которые прихожане забирают домой и зажигают только во время чтения молитв. В православную церковь эта традиция пришла в 1646-м от католиков. По приметам, свечи, освященные в праздник Сретения Господня, защищают дом от пожара и молнии.

Крестьяне после праздника, по традиции, приступали к многочисленным «весенним» делам — выгоняли из хлева в загон скотину, готовили к посеву семена, белили плодовые деревья. В деревнях, по традиции, после Сретения проводили народные гулянья.

На Сретение, по традиции, пекли блины. А вот есть блины до первой звезды считалось плохой приметой, предвещающей несчастья.

В народе верили, что на Сретение встречаются зима с весной, что подтверждается многочисленными поговорками и приметами.

Сретенскими, по традиции, называли последние зимние морозы и первые весенние оттепели. В народе считали, что погода весной будет такой же, как и в день Сретения.

По приметам, если на Сретение Господне стоит холодная погода, то и весна будет холодной, а если оттепель — весна будет теплой. Несмотря на погоду, Сретение – всегда радость расставания с зимой и ожидание нового урожайного года.

Изображение из свободных источников

Громница

Громница служит границею между зимой и весной, отчего и второе название праздника Сретения в простонародье объясняют встречей зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила. А еще это единственный день зимой, когда может приключиться гроза — можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы зовут этот праздник «Свjетло». День посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) — богине молнии и кормления детей.

Громница в разгар зимы напоминает нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света — как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она дает им надежду на скорейшую весну.

Еще наши предки поклонялись Солнцу в день праздника: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы — так называемую Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями — цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.

Приметы

  • Какова погода на Сретение, такова будет и весна.
  • Ежели на Сретенье установится оттепель — весна ранняя теплая, коли холода завернут — весна холодная; выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне.
  • Если на Сретенье снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная.
  • Именно на этот день говаривали: солнце на лето — зима на мороз.
  • А еще: будет снежок — весной дрожжок.
  • Коли метель дорогу переметает — весна поздняя да холодная; ежели тепло — ранняя и теплая.
  • На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.
  • На Сретение капель — урожай пшеницы.

Материал подготовлен на основе открытых источников