День рождения рубцовского троллейбуса

1148

Скоро Рубцовское троллейбусное предприятие отметит свой очередной день рождения. Предприятию исполнится 45 лет – это значительная дата, которой стоит гордиться, время, когда можно подводить итоги проделанной ранее работы и строить планы на будущее. В канун юбилея мы встретились с его директором Сергеем Черноивановым, чтобы поговорить об этом и многом другом.

— Сергей Павлович, «рождение» троллейбуса в Рубцовске четыре с половиной десятилетия назад стало грандиозным событием для горожан.  Я помню, с какими эмоциями люди встречали первый троллейбус, как радовались запуску линии. В то время отправиться на нём по делам или просто прокатиться по городским улицам хотелось всем, как детям, так и взрослым.

— Это так. Открытие троллейбусной линии для нашего города, который в то время насчитывал 140 тысяч жителей, стало важной вехой его развития. Автобусы уже не справлялись с перевозкой пассажиров. Первый маршрут троллейбусного обслуживания был официально запущен 28 декабря 1973 года. Его протяжённость составляла 17,2 километра. Парк состоял из 36 машин, 24 из которых выпускались на линию. В 1981 году сдали в эксплуатацию второй маршрут протяжённостью 25,4 километра. Парк увеличился до 50 машин, а на линию ежедневно выходили 34.

— Сколько их сегодня, и как организовано движение?

— У нас два маршрута. Троллейбусов – 50. Ежедневно пассажиров перевозят 36 из них, 22 – по «единице» и 14 – по «двойке». Остальные находятся на техобслуживании, на плановом ремонте или устранении поломок, а также просто в резерве. Интервал движения подобран оптимально, в часы пик он составляет порядка трёх минут, а когда пассажиропоток падает, интервал увеличивается. Первый троллейбус выходит из депо в 5:23, а последний отправляется с конечной остановки «РМЗ» в 23:20 и заходит в парк в 24 часа. Круг движения по маршруту № 1 – один час, № 2 – немного больше. Вечером, когда пассажиров достаточно мало, движение транспорта тем не менее не прекращается — горожане должны иметь возможность добираться, куда им необходимо. В настоящее время мы обслуживаем 80 процентов муниципальных пассажирских перевозок и почти половину городских.  То есть многие предпочитают ездить именно в троллейбусах, иначе говоря, народ голосует за нас рублём.

— Можно сказать, что электрический транспорт является одной из ведущих составляющих городского хозяйства, выполняя экономическую, экологическую и социальную функции. Давайте поговорим о социальной нагрузке.

— Наша социальная нагрузка измеряется в нескольких тысячах проездных в месяц. Стараемся, чтобы проезд оставался доступным для граждан. Стоимость ежемесячного школьного проездного билета составляет 275 рублей, студенческого – 550. Что касается ветеранов труда Алтайского края, то они могут приобретать на «Почте России» льготные проездные по 300 рублей. Количество ездок при этом не ограничено. По «ветеранским» проездным мы получаем дотацию из краевого и федерального бюджетов. Проездные для граждан тоже приобретаются достаточно активно – в месяц до 1200 штук. Мы снизили их стоимость до 700 рублей, хотя экономически обоснованно было бы продавать гораздо дороже – за 1200 рублей.

— Нередко приходится слышать, что главное богатство любого предприятия – люди…

— Безусловно, так и есть, и это не просто слова! У нас большой, дружный коллектив – 450 человек, которым я горжусь, ведь люди работают слаженно и добросовестно. Есть свои трудовые династии, общий стаж каждой из них в МУТП — более 100 лет. Очень приятно, что специалисты преданы предприятию, не желают менять место работы. А я, как руководитель, в свою очередь стараюсь обеспечить работников всеми социальными благами, закреплёнными в коллективном договоре.

На предприятии несколько подразделений — это службы эксплуатации, движения, энергохозяйства, учёта и сбора выручки, гараж, хозяйственный участок, отдел безопасности движения и линейного контроля, теплица, административно-управленческий аппарат. И везде трудятся настоящие профессионалы своего дела, как кадровые работники, имеющие за плечами несколько десятилетий стажа, так и молодёжь. Кстати, у нас умеют не только хорошо работать, но и отдыхать весело, дружно и с пользой. Предприятие имеет базу отдыха на 60 мест на озере Горьком-Перешеечном, в лесном массиве. Стоимость проживания там удерживаем минимальной – порядка 270 рублей в сутки. Таких цен давно уже нигде нет. Люди отдыхают там семьями. Также мы ежегодно проводим на базе спартакиаду между нашими подразделениями. А в прошлом году коллектив порадовался ещё приятному событию – вводу в эксплуатацию спортзала с беговыми дорожками и другими тренажерами. Он находится в здании административного корпуса службы учета сбора выручки. Его мы создали совместно с нашей профсоюзной организацией. Команды предприятия традиционно занимают призовые места на ежегодной спартакиаде работников ЖКХ, в спортивных мероприятиях городского масштаба.

— В СМИ прошла информация, что недавно предприятие стало призёром краевого конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года».

— Да, на нашем счету третье место в номинации «За развитие социального партнёрства в организациях непроизводственной сферы». Само участие подразумевает отсутствие задолженности в бюджеты разных уровней, регулярные налоговые отчисления. Ежемесячно одних налоговых отчислений по НДФЛ мы делаем порядка миллиона рублей и около трёх миллионов составляют пенсионные страховые взносы.

— В канун праздника не хочется вспоминать о проблемах, но всё же…

— Троллейбусный парк имеет колоссальный износ – до 90 процентов. Наши ремонтники – мастера на все руки, способные «вдохнуть жизнь» в старую технику, но пришло то время, когда новая нужна нам как воздух. В таком же положении троллейбусное и трамвайное предприятие Барнаула и трамвайное Бийска. К большому сожалению, сегодня не работает краевая программа по обновлению электрического транспорта. В ней мы успешно участвовали в 2009-2013 годах. Финансирование предусматривалось долевое, это были как средства краевого  бюджета, так и наши собственные, из городского бюджета деньги не поступали.  Доля предприятия в общей сложности достигла двух миллионов рублей. Не так давно мы обратились к депутатам АКЗС с просьбой рассмотреть возможность разработки Правительством Алтайского края программ, позволяющих сохранить в городах электротранспорт.

Мы ждём помощи, но в то же время сами не сидим сложа руки. Стоимость нового троллейбуса сейчас достигает порядка 13-17 миллионов рублей, в зависимости от комплектации. Купить сразу нам не под силу, но в будущем году планируем взять хотя бы одну-две машины в лизинг, чтобы рассчитаться за них в течение двух-трёх лет. Есть ещё один момент, который не может не беспокоить: с недавних пор Министерством транспорта запрещён ввод в эксплуатацию и капитальный ремонт так называемых высокопольных троллейбусов, а весь наш парк состоит именно из таких. Они недоступны для маломобильных категорий граждан, тех же колясочников, неудобны для посадки пассажиров с детьми, инвалидов. Получается, что впредь мы сможем приобретать только транспорт с низким полом, но дело в том, что он просто не сможет передвигаться по некоторым дорогам из-за их ненадлежащего состояния. В связи с этим мы просим главу города и его заместителя, курирующего транспорт и дорожное хозяйство, навести порядок в первую очередь на главных транспортных артериях, по которым проходят маршруты движения троллейбусов. В особенно плачевном состоянии улицы Октябрьская, Светлова на участке от троллейбусного парка до Алтайской. Огромная яма на улице Пролетарской в районе коммунального моста затрудняет движение даже нынешнего, высокопольного транспорта. Просто жалко наши троллейбусы, которые разбиваются, и на их ремонт приходится тратить большие дополнительные средства.

Что вы хотели бы пожелать коллективу в канун праздника?

— Прежде всего, оптимизма, веры в лучшее, стабильной работы, здоровья, семейного благополучия. И, конечно же, приглашаю всех работников и ветеранов на праздничное мероприятие, посвящённое 45-летию предприятия. Оно пройдёт 28 декабря в 14 часов в Городском Дворце культуры. Мы также пригласили на наше торжество представителей Администрации города, депутатов, профсоюзы.

Справка. Ожидаемый объём пассажирских перевозок за 2018 год составит 13 миллионов человек. За 45 лет предприятием перевезено 1,32 миллиарда человек.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА, фото из архива предприятия