Сегодня букве «Ё» исполняется 235 лет

732
Фото: ru.wikipedia.org

29 ноября 1783 года в русский алфавит была введена буква «Ё». Это случилось на одном из первых заседаний Академии российской словесности, где обсуждался проект толкового Славяно-российского словаря. Её глава княгиняЕкатерина Дашкова предложила заменить обозначение звука «io» одной новой буквой — «ё». Доводы княгини показались академикам убедительными, и её идея была одобрена общим собранием академии.

Первым печатным изданием, где встречается Ё, стала книга Ивана Дмитриева «Мои безделки», изданная в 1795 году. Известной же буква стала благодаря Николаю Карамзину, который в своей книге «Аонид» заменил все сочетания «io» на «ё».

Однако букву Ё не спешили вводить в русский алфавит. Помехой этому было отношение в обществе к «ёкающему» произношению, как к мещанской речи, тогда как «екaющее» — считалось благородным и культурным. Что интересно, во всех дореволюционных «Букварях» Ё стояла не после Е, а в самом конце алфавита, рядом с фитой и ижицей.

В 1912 году Орфографическая комиссия при Императорской академии наук, в которую входили крупнейшие лингвисты того времени, признала употребление Ё желательным, но не обязательным.

Официально буква была признана лишь в советское время. В 1942 году вышел приказ народного комиссара просвещения РСФСР «О введении обязательного употребления буквы «ё» в школьной практике». Позднее были приняты «Правила русской орфографии и пунктуации» с параграфами, посвященными применению этой буквы. Хотя на практике её использование продолжало оставаться не обязательным.

Подсчитано, что буква «ё» содержится в более чем 12,5 тысячах слов, свыше 2 тысячах имён и фамилий, в тысячах географических названий. Частота встречаемости буквы — 1%  от текста.

Необязательность употребления Ё иногда приводит к ошибочным прочтениям и невозможности восстановить смысл слова без дополнительных пояснений. К примеру, слёз-слез, нёбо-небо, осёл-осел, совершённый-совершенный.

В 2005 году в Ульяновске появился памятник, посвященный Ё. Её автор — художник Александр Зинин — изобразил точную увеличенную копию той литеры, которая была использована в альманахе Николая Карамзина «Аониды».