Избирательная комиссия Алтайского края информирует: наиболее часто задаваемые вопросы

902
Фото из открытых источников/Интернет

Можно ли при получении избирательного бюллетеня поставить факсимиле?

— Использование факсимильной подписи при получении избирательного бюллетеня законодательством не предусмотрено. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя. Он, в свою очередь, не должен являться членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем. Избиратель, которому необходима такого рода помощь, должен устно известить об этом избирательную комиссию. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь.

Как может проголосовать моя мама, которая зарегистрирована у брата, в Сургуте, а живет с нами, в Барнауле?

— Избиратель вправе проголосовать по месту своего нахождения. Новый порядок голосования адресован как раз тем избирателям, которые не проживают по месту своей регистрации. Вашей маме необходимо будет обратиться с соответствующим заявлением. На территории Алтайского края, начиная с 31 января, заявления о включении в список избирателей по месту нахождения будут принимать территориальные избирательные комиссии, структурные подразделения Многофункционального центра в городах и районах Алтайского края. Также заявление можно будет подать через портал «Госуслуги». График работы территориальных избирательных комиссий определен краевой комиссией с учетом максимального удобства для граждан: понедельник — пятница с 14-00 до 20-00 часов; суббота, воскресенье и нерабочие праздничные дни с 10-00 до 14-00 часов. Заявление подается лично, при себе необходимо иметь паспорт гражданина Российской Федерации. Если Ваша мама еще не определилась с избирательным участком, на котором она будет голосовать, то в пункте приема заявлений ей помогут это сделать. Благодаря созданной системе геолокации избирательных участков с легкостью можно найти наиболее удобный, близкорасположенный участок. Найти избирательный участок также можно заранее, воспользовавшись специальным сервисом на сайте ЦИК России с помощью специального сервиса «Найди свой избирательный участок» или с помощью интерактивной карты. Также можно обратиться на телефон горячей линии Избирательной комиссии Алтайского края 8(3852)36-30-62.

На какой срок формируются участковые избирательные комиссии?

— Федеральным законом от 02 октября 2012 года №157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вступившим в силу 1 ноября 2012 года, был существенно изменен подход к порядку формирования участковых комиссий. Участковые комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями сроком на 5 лет, за исключением участковых комиссий, формирование которых будет осуществляться на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, в местах временного пребывания избирателей, или в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах РФ, на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Формирование временных участковых комиссий осуществляется в порядке, установленном пунктом 1.1 статьи 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», из резерва составов участковых комиссий не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее дня, предшествующему дню голосования.

На какие моменты необходимо обращать внимание при проведении проверки подписных листов и оформлении ее результатов?

— При проведении проверки подписных листов обращать внимание необходимо на следующие положения:

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях) количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов не более чем на 10 процентов. При приеме подписных листов необходимо проводить пересчет заявленных подписей избирателей, чтобы не допустить превышение представляемого для регистрации количества подписей избирателей.

2. В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона об основных гарантиях любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, вправе присутствовать при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки. О дате и времени проведения соответствующей проверки должны своевременно извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения (например, сразу после приема документов для регистрации).

3. В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона об основных гарантиях по результатам проверки подписных листов избирательная комиссия в обязательном порядке составляет ведомости и итоговый протокол проверки. В итоговом протоколе проверки должно быть указано количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. В ведомости указываются основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей. При проверке подпись может быть «забракована» (признана недостоверной и (или) недействительной) более чем по одному основанию, эта информация может отражаться в ведомости проверки. Однако, при подсчете общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей такая подпись учитывается однократно.

4. В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона об основных гарантиях избирательная комиссия обязана передать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения копию итогового протокола проверки подписных листов не позднее, чем за двое суток (за 48 часов) до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. В случае если проведенная комиссией проверка подписных листов влечет за собой отказ в регистрации, указанные лица одновременно с копией итогового протокола вправе получить заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов (справка ФМС России, заключение эксперта), на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными (т.е. комиссия обязана представить эти документы на основании запроса кандидата, уполномоченного представителя политической партии).

5. К проверке достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться эксперты–почерковеды и иные эксперты (например, из числа специалистов ФМС России) в соответствии с процедурой проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, предусмотренной пунктом 3 статьи 38 Закона об основных гарантиях. Порядок оформления заключений эксперта определяется законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (далее – Кодекс) избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Эксперты привлекаются к проверке по согласованию с руководителями соответствующих органов, учреждений и организаций. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. На основании пункта 5 статьи 49 Кодекса подписи признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Кодекса. Необходимо помнить, что в ведомость проверки подписных листов необходимо вносить и результаты проверки, проведенной экспертами. Учитывая, что такого рода эксперты привлекаются, как правило, из числа специалистов органов внутренних дел, обращаем внимание, что Протоколом № 3 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 февраля 2005 года, подписанным 25 сентября 2009 года, предусмотрено, что территориальные органы внутренних дел по запросам избирательных комиссий откомандировывают специалистов в распоряжение соответствующих избирательных комиссий в составе рабочих групп для проверки достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Необходимо также обращать внимание на то, что кандидаты, уполномоченные представители политических партий вправе присутствовать при проверке подписных листов экспертами в помещении избирательной комиссии (рабочей группы). Вместе с тем, избирательная комиссия может проверить сведения об избирателях, содержащихся в подписных листах, направив соответствующий запрос в подразделение Федеральной миграционной службы России. На основании полученного ответа избирательная комиссия проводит проверку подписных листов, на которой вправе присутствовать кандидаты, уполномоченные представители политических партий, и заносит ее результаты в ведомости проверки.

6. Необходимо также учитывать то, что при проведении проверки избирательные комиссии не всегда правильно определяют, является ли подпись недостоверной или недействительной. В соответствии со статьей 2 Закона об основных гарантиях недостоверной подпись признается только в одном случае, а именно, когда сама подпись (роспись) выполнена не самим избирателем, а иным лицом, и это подтверждено заключением эксперта-почерковеда. Во всех остальных случаях подпись должна признаваться недействительной (даже когда подпись «бракуется» на основании заключения эксперта-почерковеда, например, о том, что даты внесения подписей разных избирателей выполнены одной рукой).

Есть категория граждан – голосующих вне помещения для голосования,- к примеру, по состоянию здоровья, инвалиды, люди преклонного возраста. Как они могут реализовать свое избирательное право?

— Гражданам, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам самостоятельно прибыть в помещение для голосования обеспечивается возможность голосования вне помещения для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления (устного обращения) избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее, чем за четыре часа до окончания времени голосования (то есть, до 16 часов по местному времени 1 марта 2009 года). В письменном заявлении (устном обращении) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается в получении избирательного бюллетеня. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть внесены в заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на заявлении избирателя. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.

Каков порядок включения в списки избирателей тех, кто, находится в день голосования в местах временного пребывания?

— Согласно пункту 17 статьи 17 Федерального закона избиратели (т.е. граждане, обладающие активным избирательным правом), находящиеся в местах временного пребывания, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования. Под местом временного пребывания понимается больница, санаторий, дом отдыха и другая организация (учреждение), в котором избиратели временно пребывают. При этом информация передается в участковую комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей.

Каков порядок голосования для военнослужащих-призывников?

— При разрешении вопроса о включении военнослужащих в списки избирателей необходимо помнить о том, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не заключившие контракт о прохождении военной службы, обладают активным избирательным правом на выборах депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания и включаются в списки избирателей по месту нахождения воинской части, военной организации (учреждения). Вместе с тем на выборах в органы местного самоуправления указанные военнослужащие не включаются в списки избирателей, если их место жительства до призыва на военную службу находилось за пределами избирательного округа.